Статьи

Яндекс, Рамблер, Google

Поисковых систем в Интернете хватает. Даже в русскоязычном сегменте, отзывающемся на неологизм Рунет, их на самом деле не так уж и мало. Но рынок устроен так, что именно лучший поисковик собирает подавляющее большинство пользователей Интернета и таким образом генерирует львиную долю поискового трафика, в какой бы стране это ни происходило. Качество поиска, разнообразие, актуальность и удобство дополнительных сервисов, раскрученность марки — популярность поисковой системы складывается из множества факторов, причем, что удивительно, способность выполнять свои прямые функции, искать релевантные запросу Web-страницы, далеко не всегда стоит на первом месте. В англоязычном сегменте сейчас правит бал Google. У нас — Яндекс.
Остальные поисковые системы, за исключением двух-трех, влачат довольно жалкое существование.
 
Эпоха Яндекса, наступившая несколько лет назад, не подает никаких признаков к завершению. Высокая динамика смены выдачи, наличие (а главное — своевременное появление) удобных дополнительных сервисов, направленных как на конечного пользователя, так и на рекламодателя, активная маркетинговая позиция и, что особенно примечательно, относительная открытость по отношению к добросовестным оптимизаторам — вот основа, определившая гегемонию Яндекса на годы вперед.
 
Второе место в Рунете с большим отрывом занимает Рамблер. Поисковая система консервативная, честная, с большим количеством отлаженных дополнительных сервисов. Удерживая немногочисленное ядро старых приверженцев, Рамблер, тем не менее, начисто проигрывает Яндексу битву за "молодежь" (здесь имеется в виду, скорее, не возраст человека, а стаж пользователя Всемирной сети). Недостатки, как нередко бывает, стали тут продолжением достоинств: честная и консервативная выдача поисковых результатов меняется слишком медленно, чтобы к Рамблеру было интересно возвращаться. То ли
дело — Яндекс с его постоянными "перетрясами"...
 
Google (Гугл) в этой компании похож на гостя из будущего. Третье место исполина из "доткома" вызывает больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, Google официально на российском (и вообще русскоязычном) рынке нет; отсутствует даже представительство компании в России. С другой — понимание поисковым роботом русской морфологии постепенно совершенствуется, дополнительные сервисы, такие как Adwords, становятся все более доступными русским рекламодателям. Разговоры о том, что вот-вот Google возьмется за наш рынок всерьез, ведутся уже давно; в таком случае можно прогнозировать стремительный выход этого поисковика из тени. Если безо всякого продвижения и практически без адаптации к специфике российского сегмента Google спокойно берет
свои 10% пользователей, — что же будет, когда эта корпорация приступит к целенаправленному штурму нашего рынка? Вопрос, собственно, риторический.
 
Получается большая тройка: Яндекс — 55%, Рамблер — 25%, Google — 10%.
Вот — три поисковые системы, поставляющих на наши сайты львиную долю поискового трафика. Значит, именно на них и имеет смысл ориентироваться при контентной оптимизации сайтов. Тенденция работать исключительно на Яндекс тоже имеет право на существование, особенно в условиях ограниченного финансирования (чем уже нацеленность, тем сильнее отдача), но необходимо понимать, что указанное выше соотношение — не вечно. И если вероятность появления каких-то новых игроков (или устранения старых) минимальна, то взлет Google — явление вполне вероятное. Да и реорганизация Рамблера, о которой поговаривают в кулуарах, тоже может привести к существенному изменению позиций. Так что оптимизатор, думающий о будущем, имеет все основания для того, чтобы "служить трем господам".
 
Другой небезынтересный вопрос, который, впрочем, выходит за рамки нашего текущего исследования, — это структура трафика по каждому из поисковиков. В некоторых источниках можно найти выкладки, гласящие, что трафик Google носит, как правило, информационный характер и в меньшей степени коммерчески ориентированный; с другой стороны, запросы Рамблера являются при прочих равных наиболее "продающими". Подобных предположений на самом деле гораздо больше, но достоверного подтверждения ни одно из них так и не получило. Так что в рамках данной книги мы подразумеваем, что трафик со всех поисковых систем одинаково полезен для коммерчески ориентированного сайта.
 
В основе каждой поисковой системы, входящей в "большую тройку", лежит четкий принцип, отличающий ранжирование в этом поисковике от всех остальных. Мы попытаемся кратко рассмотреть каждый поисковик под этим углом. Вряд ли имеет смысл погружаться в технические детали; пройдемся просто на концептуальном уровне. Этого достаточно, чтобы оценить текущее положение дел и осознать перспективу.
 
Google: content is king
"Content is king" — смешная, как будто детская поговорка, принятая в кругу зарубежных оптимизаторов, относится прежде всего к Google. Да, о показателе PageRank, определяющем авторитетность сайта и основанном на количестве и качестве внешних ссылок, известно всем. Действительно, PageRank (или, попросту, PR) — это хрестоматийный пример того, как поисковая система ведет учет авторитетности сайта. Самая известная, раскрученная система учета внешних (статичных) факторов. И, тем не менее, позиции выдачи в Google определяет
в первую очередь контент.
 
Именно количество страниц, содержащих определенный объем текста, оптимизированного под необходимые ключевые слова, и является, в конечном счете, основным фактором, определяющим позиции сайта в выдачах Google. Внешние ссылки, регистрация в каталогах, а также тонкости верстки контента на сайте — все это в настоящий момент имеет значение только "при прочих равных". Да, шутники-оптимизаторы вывели сайт Джорджа Буша на первое место по запросу "miserable failure" исключительно с помощью внешних ссылок, но это возможно лишь в отсутствие конкуренции. В остальных же случаях контент, его
качество и количество — главное.
 
Впрочем, слово "качество" здесь надо понимать специфически. Подобный перегиб поискового алгоритма привел к тому, что "качественный контент" здесь приравнивается просто к тексту, насыщенному ключевыми словами; 4-6% плотности ключевого слова — идеал качественного текста по версии Google. О чем там написано — вопрос другой. Попросту говоря, сайты оказываются завалены горами текстов, не имеющих ни малейшей ценности для читателя. Достаточно сказать, что одна страница оптимизационного текста (или SEO-текста) на американском рынке стоит дешевле, чем на нашем. При том, что все остальные услуги при прочих равных оцениваются там как минимум в пять раз дороже.
Можно представить себе, что это за тексты, не так ли?
 
Путь обычного (технического) оптимизатора, работающего "под Google", прост и ясен. Заказать как можно больше текстов под необходимые ключевые слова, руководствуясь принципом "числом поболе, ценою подешевле". Заверстать на сайт, соблюдая нехитрые правила оптимизационной верстки (об этом — отдельная глава). Дождаться результата. Повторить процедуру, чтобы не отставать от конкурентов, занятых примерно тем же самым.
 
К чему это ведет, — ясно всем, кроме тех самых "обычных оптимизаторов". Сайты засоряются текстовым мусором. Поисковая выдача также засоряется нерелевантными результатами, ссылками на бессмысленные тексты, соответствующими запросу лишь формально. Качество поиска падает. Алгоритмы поиска перестраиваются. Итог закономерен: все вложения в создание "мусорных текстов" обесцениваются — в силу вступают другие факторы.
 
Рамблер: покой и воля
Рамблер — самая "честная" поисковая система в Рунете и одна из самых честных
вообще во Всемирной сети. Создатели Рамблера поставили во главу угла именно точность поиска, непрерывно ее совершенствуя. Да, на первых страницах выдачи Рамблера почти не встретишь бессмысленных "дорвеев" и сайтов, взлетевших на первые позиции явно нечестным способом. Выдача релевантна, сайты — как на подбор. Учет внутренних и внешних факторов предельно сбалансирован.
 
И почему-то все это не работает. Рамблер постепенно сдает позиции, медленно, но верно теряя приверженцев.
Проблема, очевидно, заключается именно в чрезмерно высоком (как бы смешно это ни звучало) качестве поиска. Критерий повторяемости ("получит ли пользователь сегодня те же результаты по одному запросу, что и вчера") поискового результата, заложенный в основу алгоритма ранжирования Рамблера, сослужил системе медвежью услугу. Для того чтобы пробиться на первую страницу выдачи Рамблера, не хватает и полугода, — даже при наличии хорошего и в полном смысле слова релевантного сайта. Да, такие ограничения, наложенные на подъем сайтов в Рамблере, служат прекрасной защитой от недобросовестных оптимизаторов — точно так же, как, допустим, гильотина будет лучшим средством от головной боли. Судя по всему, людям, отвечающим за функционирование Рамблера, не приходит в голову, что посетителю не нужен стабильный результат выдачи — ему нужен контент, отвечающий его запросу. А уж новый это сайт или старый — не так важно!
 
Следовательно, технические оптимизаторы (по крайней мере, большинство) предпочитают с Рамблером вообще не связываться — слишком далек путь от начала работ до первых результатов, слишком трудно донести до клиента необходимость финансирования столь продолжительной деятельности. Правда, есть некоторые способы, позволяющие ускорить "восхождение" сайта в выдаче Рамблера с помощью своеобразной верстки, — но способы эти настолько тонки и ненадежны, что серьезный оптимизатор, отвечающий перед своими заказчиками за конечный результат, опираться на них не отважится.
 
В то же время можно с полной уверенностью сказать, что сайт, оптимизированный "честно" (сделанный для пользователя, а не для поискового робота), рано или поздно займет в выдачи
Рамблера достойное место. Проблема — именно в этом "рано или поздно"...
 
Впрочем, Рамблер действительно обеспечивает высочайшее качество поиска. С этим поспорить не может никто. И если (или правильно говорить — когда?) эта поисковая система повернется лицом к тем, для кого поисковый трафик является источником средств к существованию, вполне возможен "Рамблер-ренессанс". А это значит, что серьезный оптимизатор ни в коем случае не должен вычеркивать эту поисковую систему из списка своих приоритетов. Серьезный оптимизатор именно тем и отличается от оптимизатора технического, что способен жить не только сегодняшними заботами.
 
Яндекс: с оглядкой на авторитеты
Яндекс — самый популярный поисковик. В среднем по Рунету он обеспечивает больше 55% продаж; продаж вообще, в целом, а не только по поисковому трафику. Отсюда и отношение к этой поисковой системе как к главной кормилице, распространенное как среди оптимизаторов, так и среди предпринимателей, занятых в Интернет-бизнесе. Нюансы ранжирования Яндекса изучены лучше всего. Каждое незначительное изменение вызывает громкий резонанс на специализированных форумах,  находит отражение на тематических сайтах и коммерческих семинарах.
 
Характернейшая особенность Яндекса — очень частая, иногда непредсказуемая смена выдачи. Причиной тому является и высокая частота переиндексаций, и периодическая подстройка алгоритмов ранжирования. Для оптимизаторов — это и благо, и зло: выбраться в первую десятку не так уж и сложно, но закрепиться на ведущих позициях весьма и весьма нелегко. Но, в любом случае, относительно быстрый ответ на действия оптимизатора и понятная в целом логика, которой подчиняется ранжирование, делают Яндекс вполне привлекательным "партнером".
 
Внешние ссылки, контент, верстка — таково на сегодня влияние "поисковых факторов" на место в выдаче Яндекса в порядке убывания значимости. В каком-то смысле Яндекс является антиподом Google: ссылки с других сайтов (разумеется, не все, а только правильные) ценятся гораздо выше, чем просто объем "оптимизированных текстов", выложенных на сайте.
 
Из этого, впрочем, не следует, что можно обойтись без текстового контента вообще; другое дело, что раздувать объемы, как это делается при технической оптимизации под Google, нецелесообразно. Умеренное количество текста (максимум — несколько страниц под каждое ключевое слово), грамотная верстка (особенно — главной страницы), плюс правильно оформленные, окруженные релевантным текстом ссылки с авторитетных сайтов — вот залог успеха кампании по продвижению сайта в Яндексе. По крайней мере, сейчас.
 
Оговорка не случайна. Так же, как Google страдает от большого объема мусорных ссылок, выдача Яндекса омрачается большим количеством ссылок покупных. Торговля ссылками с главных страниц процветает: каждый день Яндекс индексирует десятки новых сайтов, созданных исключительно для продажи ссылок со своих страниц. Результат — снижение качества поиска и, как следствие, приближение смены алгоритма ранжирования. Нетрудно догадаться, что следующая версия этого алгоритма будет уделять больше внимания контенту — просто потому, что факторов, определяющих релевантность сайта, всего два — внешний и внутренний, и отклонение в сторону внешних ссылок пора чем-то уравновесить.

 
Ссылки, верстка и контент — актуальное трио
Настала пора подвести итоги главы. За релевантность страницы поисковому запросу отвечают три базовых фактора: контент (текст), содержащийся на странице, HTML-верстка, примененная на данной странице, а также количество и качество ссылок с других сайтов, ведущих на эту страницу. Все эти три фактора и определяют, в конечном счете, поисковые позиции сайта в результатах выдачи. Вопрос — в соотношении факторов, меняющемся в зависимости от конкретного поисковика и алгоритма ранжирования, применяемого в настоящий момент.
 
С другой стороны, деление факторов релевантности на "внутренние" (контент плюс верстка) и "внешние" также имеет под собой достаточные основания. Строго говоря, оно даже более логичное и "научное". Тем не менее в рамках данной книги мы все-таки будем пользоваться классификацией, приведенной выше.
 
Наука наукой, но на практике так удобнее. В очередной раз следует напомнить: контентная оптимизация, в отличие от оптимизации простой, технической, использует сильные стороны поисковых машин и направлена тем самым не столько на "роботов", сколько на конечных пользователей, потенциальных посетителей сайта. А это значит, что мы не будем заложниками текущей реализации поисковых алгоритмов и уж тем более не призываем вас скупать ссылки с главных страниц ("с морд", как выражаются оптимизаторы) для оптимизации под Яндекс и генерировать гигабайты бессмысленного текста, перенасыщенного ключевыми словами, для продвижения сайта в Google. Мы предлагаем делать действительно релевантные сайты, работая над текстом, HTML-версткой и внешним окружением вашего ресурса. Поисковые машины ищут то, чего хотят от них люди. Так давайте дадим им именно то, что они ищут. Что может быть проще и разумнее?
 

=====
Автор: Н, В. Евдокимов
Книга "Основы контентной оптимизации"